Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

0 101

Недавно Минтранс представил проект указа «Об автомобильных перевозках пассажиров». Документом предусмотрено несколько важных изменений, которые повлияют на рынок маршруток и такси. Общественное обсуждение проекта завершилось 18 июня, напоминает Автобизнес.

Вместе с изучением нововведений Межрегиональная ассоциация перевозчиков предлагает вспомнить, какой путь прошла белорусская маршрутка за последние два десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

«Нулевые»: зазывалы, нелегалы и никакой безопасности

Кажется, это было не с нами. Помните автовокзалы 20-летней давности в больших и малых городах? Автобусов, которые идут в Минск или областной центр, не так уж и много. Расписание не всегда удобное. А сразу на входе потенциального пассажира встречают мужчины, повторяющие название городов, в которые можно уехать.

Если пассажир соглашался, то его вели к легковому автомобилю или минивэну, а порой к старому и «убитому» бусу. В путь такая «маршрутка» отправлялась не по расписанию, а по мере наполнения салона.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

Стоила поездка обычно дороже билета на рейсовый автобус. Но, во-первых, билетов, особенно в пиковые дни, на всех не хватало, во-вторых, не всех устраивало расписание и маршрут автобуса, который от областного центра до столицы со всеми остановками и заездами мог добираться и 7 часов.

Водитель же нелегал обещал довезти быстро! Но обычно это шло в разрез с вопросами безопасности. Техническое состояние машин, естественно, никто не проверял. Водитель медицинский осмотр не проходил. Да и вообще, за рулем вполне мог оказаться «бесправник».

В аварии такие машины попадали регулярно. Были и смертельные исходы. Понятно, что добиться какой-то компенсации или возмещения вреда в этом случае было просто невозможно. Билеты никто никому не выдавал.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

«Бизнес был полукриминальный. Каждый автовокзал контролировали определенные люди. Хочешь взять пассажиров? Плати им за посадку. Если же попробуешь зазывать сам, то могли с помощью кулаков объяснить, почему так делать нельзя. Пробитые колеса, разбитые стекла в машине – также привычное дело», — рассказывает один из членов Межрегиональной ассоциации перевозчиков, который тогда хотел начать свое дело.

Бывало, что бусы или машины даже горели на стоянках. А порой доходило до настоящих разборок и наездов. В Гродненской области хорошо помнят историю с бандой на «тэчиках» (в народе «тэчиком» прозвали микроавтобус серии «Т» от Volkswagen). История произошла в середине 2010-х годов, но словно стала отголоском более ранних времен. Нелегальные перевозчики так не хотели пускать на «жирные» маршруты легальные фирмы, что решили устранить конкурентов криминальными методами. Официальные маршрутки обстреливали, разбивали стекла на ходу. В дело вмешались правоохранители и банду задержали.

В начале 2000-х такие истории случались чаще. Но не все они получали широкую огласку в СМИ.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

Впрочем, ситуацию без внимания не оставили. Были внесены изменения в законы и нормативные акты, а за нелегальных перевозчиков всерьез взялись транспортная и налоговая инспекции, милиция и ГАИ. Все-таки бизнес не обеспечивал безопасности пассажиров, никак не учитывал их права, а еще эта сфера оставалась непрозрачной для налогообложения.

2010-е: легализация бизнеса, расцвет «нерегулярки» и цифровизация

Одним из трендов следующего десятилетия в сфере пассажирских перевозок стал расцвет так называемых нерегулярных перевозок. Именно «нерегуляры» и вытеснили с рынка нелегальных перевозчиков. Причина их появления банальна. В то время анализ спроса и предложения практически не проводился. Маршрутов, на которые выдавались карточки, попросту не хватало, особенно в пиковые часы.

Так на популярных направлениях появились маршрутки, которые фактически ездят по расписанию и регулярно, но по документам возят, например, из Могилева в Минск и обратно туристические группы. На некоторых междугородних маршрутах доля нерегулярных перевозок достигала 80%!

Отметим, что нерегулярные перевозчики работали почти легально. Машины проходили техосмотр и предрейсовый контроль, приобреталась и страховка для пассажиров. Единственное отличие от регулярных перевозчиков — отсутствие карт маршрутов. Но с другой стороны это позволяло более гибко реагировать на спрос и менять расписание.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

Впрочем, в этом был и один из минусов. Недобросовестный перевозчик мог не соблюдать расписание и даже снимать рейсы, если, например, не набирался полный салон. Впрочем, такой подход рано или поздно приводил к уходу пассажиров к конкуренту.

Еще одна проблема была связана с билетами, которые выдавали в таких маршрутках. Командировочные по ним оплачивались далеко не во всех организациях.

Кроме того, нерегулярных перевозчиков не пускали на автовокзалы. Поэтому стихийные пункты посадки и высадки пассажиров появлялись в разных местах. Мало того, что это не красило города, так и пассажиру было сложно разобраться, где в этот раз найти свою маршрутку.

Подчеркнем, что это время стало стартом процесса цифровизации в сфере перевозок. Одни компании открывали свои диспетчерские (запись на рейс по телефону для некоторых были удобнее, чем поход в кассу вокзала), другие стали создавать онлайн-платформы, объединяющие все вопросы – от расписания и покупки билета до взаимодействия пассажира и водителя – в одном сервисе.

Благодаря тому, что вход на рынок в 2010-е был достаточно свободным, появилась конкуренция, а вместе с ней выросло и качество услуг.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

Наши дни: тонкая настройка

Важно и то, что благодаря взаимодействию с органами власти и профильными организациями в некоторых регионах получила развитие и тенденция перехода «нерегуляров» в сферу регулярных перевозок с участием в конкурсах и получением карточек маршрутов. Это стало возможным благодаря работе контролирующих органов — именно операторов пассажирских перевозок и транспортной инспекции. Рейды инспекции на дорогах помогли собрать информацию о том, что расписание регулярных рейсов не всегда соответствует реальному спросу, поэтому нишу занимали нерегулярные перевозчики. Это стало поводом для анализа ситуации со стороны Операторов пассажирских перевозок. Увеличилось количество карточек маршрутов, а нерегулярные перевозчики получили возможность работать в рамках правового поля.

Процесс еще далек от завершения, но работа в этом направлении активно продолжается. Объективно, рынок нуждается в изменениях транспортного законодательства. Но подходить к этому процессу необходимо системно, взвешенно и поэтапно.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

Сейчас готовится проект указа «Об автомобильных перевозках пассажиров». Он предусматривает множество изменений в законодательство. Но дадут ли они должный результат государству, обществу и бизнесу?

Одна из новаций — создание информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Заниматься перевозкой пассажиров смогут лишь те, кто включен в реестр. За различные нарушения из него могут даже исключить.

«Но в этом случае очень важно прописать правила игры. Создать четкий алгоритм входа в реестр. Необходимо и появление структуры, например, отдела в Транспортной инспекции, который будет заниматься решением всех этих вопросов.

Какой путь прошла белорусская маршрутка за последние 2 десятка лет: от криминальных разборок до онлайн-платформ

И только после того, как этот реестр будет сформирован и подконтролен, можно будет говорить о других изменениях, которые предусмотрены в Указе. Такой подход позволит плавно отсортировать рынок пассажирских перевозок, без какого-либо коллапса в этой сфере.

Для того, чтобы сфера не вернулась к ситуации двадцати- или десятилетней давности с низким качеством услуг, большой стоимостью билета и неудобными маршрутами, необходимо решить вопрос с доступом на рынок. Возможно, стоит предусмотреть какой-то переходный период, за время которого перевозчики смогут войти в сферу регулярных перевозок. Для этого операторы пассажирских перевозок могли бы выдать временные маршрутные свидетельства (карточки) необходимые для удовлетворения всего спроса на пассажирские перевозки, а спустя 3-4 месяца провести конкурсы.

Открытая и честная конкуренция окажет положительное влияние на всю сферу. Пассажиры получат безопасные и качественные услуги, а также более низкую стоимость проезда. Перевозки в целом станут безопаснее. А прозрачность бизнеса позволит увеличить налоговые поступления. Ведь перевозчики, работающие «по-белому» просто не смогут скрывать полный объем пассажиропотока и выручки.

Сейчас начинается новый этап в сфере пассажирских перевозок. Надеемся, что всем участникам процесса хватит опыта, терпения и мудрости, чтобы построить простую, прозрачную и безопасную модель работы», – отметили в Межрегиональной ассоциации перевозчиков.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.